Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 81 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому направлению развития детей»

Контактная информация

Адрес: г.Красноярск, ул.Кутузова, д.17

Телефон:  8 (391) 237-68-86

Режим работы: 

Заведующий д/с: Сулимова Светлана Николаевна

Личный приём граждан

Отправить электронное обращение

Вопросы – ответы

Обратная связь

Кто на сайте?

Сейчас 17 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

 

Воспитатели:

Бугаева Наталья Ивановна

Игнатьева Анжелика Алексеевна

Младший воспитатель:

Печатнова Наталья Александровна

Содержание образовательного модуля:

  1. Реализация образовательных областей(развитие речи, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим, лепка, аппликация, рисование, конструирование, физическое развитие, музыкальное воспитание)
  2. Психологическое сопровождение (по заявке родителя).
  3. Посещение музыкальной школы (2 раза в неделю).
  4. Подготовка к школе (психолог)

Наша группа

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Анатомо-физиологические особенности

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.

 Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни.

 Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

 Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

 Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

 Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Основные компоненты психологической готовности к школе

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна.

Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе. 

  • Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. 
  • Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения). 
  • Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. 
  • Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.

Развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет

«Развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет, как залог успешного обучения в школе»

 «Будем пальцы тренировать,
чтобы в школе красиво писать»

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом.

Известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 мес., она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6-месячного возраста ребёнка. Далее рассмотрим возрастные особенности овладения детьми моторными и графическими навыками.

Возрастные особенности развития графо-моторного навыка

1,5—2 года

 

Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.

2—3 года

Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.

 

3—3,5 года

 

Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.

 

3,5—4 года

 

Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.

 

5 лет

 

Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку.

Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.

 

6—7 лет

 

Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими, и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны: любые графические движения, штрихи и линии.

Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным. 

Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц. К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребенка избегать сложных действий.

Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию - один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, — сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированны действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими.

 В возрасте 6—7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.

Для развития графического навыка следует использовать:

  • графический диктант;
  • рисование линий: прямые и фигурные дорожки;
  • рисование по точкам, контурам, клеточкам;
  • штриховки с различным направлением движения руки,
  • силуэтные штриховки.

Развитию мелкой моторики рук помогает:

  • пальчиковая гимнастика;
  • упражнения на освоение предметных действий.

Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия:

  • вести линию сверху вниз и слева направо,
  • выполнять линии различной толщины и формы,
  • штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

В 6—7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок:

  • прямые вертикальные (сверху вниз),
  • горизонтальные (слева направо),
  • наклонные,
  • клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити),
  • полукругами (чешуя рыбы, черепица крыши),
  • крупными петельками.

Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.

Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15—20 мин. После этого обязательно следует, сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком перед школой, обеспечат правильное и красивое письмо.

Этап первый: задания на оттачивание точных движений:

  1. Очень полезно предлагать ребенку прописывать «в воздухе» перед собой карандашом большие буквы, рисовать фигуры, линии и так далее.
  2. Если есть готовые трафареты, - предложите ребенку обводить их, составлять из них узоры или картинки. Если трафаретов нет, изготовьте их сами, - вырежьте из картона фигурки животных, фруктов, облака, домики, - все, что придет в голову. Ребенок с удовольствием будет обводить эти трафареты.
  3. Предлагайте ребенку заштриховывать нарисованные предметы. Нарисуйте мяч и попросите заштриховать его ровными параллельными линиями. Другую фигурку попробуйте заштриховать волнистой линией, «галочками» или точками. Сейчас есть много специальных тетрадок в продаже с подобными заданиями.
  4. Ребенок может соединять по точкам с числами контур рисунка. Если нужна ваша помощь, будьте рядом.
  5. Полезно обводить сначала крупные, а потом более мелкие рисунки по пунктиру. Это вырабатывает точность движений.
  6. Пусть ребенок раскрашивает раскраски. Начинайте с несложных крупных картинок, переходя на более мелкие, с множеством деталей.
  7. Предлагайте ребенку выполнять различные задания с линейкой, - чертить линии (прямые, ломаные). Рисовать фигуры, дорогу для машины. Измерять длину отрезков и так далее.
  8. Если у вас по счастливой случайности завалялась копировальная бумага - научите ребенка ею пользоваться. Малыш будет в восторге от «волшебной» бумаги.
  9. Нарисуйте вверху листа воздушные шарики, внизу - человечков. Предложите ребенку проводить прямые линии (ниточки) от шариков к человечкам.

Этап второй: тренируем наблюдательность, развиваем внимание к деталям и способность точно воспроизводить нужные элементы.

  1. Если сможете найти, купите ребенку книжку, в которой объясняется, как рисовать животных или еще что-то. Там на каждой иллюстрации к рисунку добавляется новая деталь. Пусть малыш рассматривает эти картинки и пытается рисовать так же, поэтапно предложенные объекты.
  2. Хорошо развивает внимание к деталям игра «Что появилось?». Для этой игры возьмите чистый лист, просите ребенка закрывать глаза, а вы дорисовывайте одну деталь за один раз на картинке. Например, рисуем домик, добавляем трубу, дым, солнышко, дорогу, облако, цветочек, птичку и так далее. Ваш ребенок должен находить и называть, что появилось на рисунке.

Детям нравится, когда в этой игре вы меняется «ролями», и теперь уже вы находите, что дорисовал ребенок.

  1. Игра «Повтори за мной». Рисуйте любой узор, букет цветов или другую картинку. Пусть ребенок наблюдает, какую деталь вы добавляете и повторяет на своем листе то же самое. Хвалите ребенка, если ему удается точно повторить рисунок за вами. Если то, что рисует ребенок не похоже на ваш «оригинал», уточняйте, что именно не соответствует.
  2. «Рисуем парочки». В этом задании взрослый просит малыша нарисовать два животных, предмета, растения и т. п., имеющих отличия. Это помогает ребенку сравнивать детали. Задания могут быть такими:
  • нарисуй толстую змею и тонкую,
  • нарисуй дом с одним окном, а другой – с двумя окнами
  • нарисуй большой арбуз и маленький
  • нарисуй длинный шарф и короткий и так далее.

Выполнение подобных заданий научит ребенка концентрировать внимание и поможет ему научиться, в будущем, правильно писать буквы и цифры.

Третий этап: учим ребенка ориентироваться на листе.

Ребенок, который берет в руки тетрадь, должен уметь свободно ориентироваться на листе, понимать такие термины, как «поля», «строка», «клетка»  и другие.

  1. Покажите ему в тетради поля. Расскажите ребенку историю, о том, что за полями живет вредная крыса, которая всех кусает. Объясните малышу, что если его буковки попадут за поля, крыса их погрызет. Так, в игровой форме, ребенок быстро запомнит, что за полями ничто не должно оказаться.
  2. Строки в тетради «в косую» можно сравнить с мостом над речкой (вспомогательными строками). Расскажите малышу, что буквы могут ходить только по мостику, если они попадут на следующую строку, они упаду с моста в воду. Для наглядности, первый раз закрасьте вспомогательные строки голубым карандашом.
  3. Знакомимся с клетками. Просите ребенка закрашивать или обводить по одной клетке. Объясняйте, что значат выражения «в каждой клетке, через клетку, отступить две клетки».

Хорошо помогает в знакомстве с тетрадями в клетку игра «Графический диктант», где ребенок должен рисовать «дорогу» по диктовку. Вы говорите: три клетки вверх, две клетки вправо, пять клеток вниз, а ребенок «прокладывает дорогу» на листе «согласно инструкции».    

  1. Очень полезно рисовать на листах в клетку узоры различной сложности, «печатать» буквы, рисовать несложные фигуры, повторять фигуры как бы в зеркальном отображении и так далее.

Если вы поэтапно будете выполнять предложенные задания, уверена, - прописи вашего школьника будут вас только радовать. А ребенок будет чувствовать уверенность в своих силах, и как следствие - желание учиться.